Гордыня и честь.

Перейти вниз

Гордыня и честь.

Сообщение  Kler в Чт Дек 23, 2010 1:00 am

Только перед угрозой смерти эгоизм сдается. Но если он пребывает не на уровне тела, а на уровне «человек», то там существуют такие расчеты, через которые трудно переступить. Деньги, слава, власть, знания, стыд, гордость – эти вещи постоянно нас наполняют. Именно они управляют миром.

Н. Навон: Здравствуйте, д-р Лайтман!
М. Лайтман: Здравствуй, Нив!
Н. Навон: Сегодня я хочу поговорить о вещах, с которыми мне лично не легко справиться. Они укоренены в культуре, политике, спорте – я имею в виду гордость и честь.

М. Лайтман: А где их нет?
Н. Навон: Вот именно. В израильской культуре есть даже такое выражение: не быть фраером. Водитель может гнаться за наглецом, который его обогнал, десятки километров, что иногда приводит к несчастным случаям. Что такого заключено в понятии чести, которое буквально сводит нас с ума?
**
М. Лайтман: Этого не было раньше: люди друг другу уступали, не чувствовали гордыню до такой степени. Сто или даже пятьдесят лет назад они были намного более великодушными. Ты просишь, чтобы тебя пропустили - тебя пропускают и еще улыбаются. А сегодня каждый принимает другого как врага, ненавистника.***

Н. Навон: Почему?
**
М. Лайтман: Потому что чувствует в нем такое же отношение к себе. Наш эгоизм раздулся изнутри, мы стали более эгоистичными. Поэтому вместо ощущения принадлежности к одному роду, одному народу или просто живущим рядом людям (что нам делить между собой?), каждый с повышенной чувствительностью смотрит на других, оценивая ситуацию и трактуя внешнее воздействие в соответствии со своим эгоизмом. Мы поднялись на такой уровень, где нам очень трудно быть вместе.

Поэтому спутались все правила поведения: где свобода индивидуума, где свобода масс, как соединить придуманные человечеством как якобы огромное достижение законы? В нашем мире они вообще не достижимы – о них только красиво говорят. Этим пользуются гордецы и честолюбцы, которые нами управляют и нам лгут. Короче говоря, мы находимся в очень затруднительном положении. Но выбора нет - это природа. На протяжении всей истории мы развивались за счет роста эгоизма. С каждым новым поколением он становился больше, стимулируя прогресс. Разве животные, например коровы, изменились по сравнению с тем, какими были 500 лет назад?

Н. Навон:
Не заметно!

М. Лайтман: Вот именно! А человек за последнее столетие сделал огромный рывок от традиционного земледелия к высочайшим технологическим достижениям: радио, телевидение, полеты в космос и т.д. И все это потому, что наш эгоизм, т.е. желание получать, требует наполнения. Каждый хочет себя наполнить и ищет, с помощью чего это сделать. Вследствие этих поисков делаются открытия, создаются различные приборы, выполняются всевозможные действия, чтобы человек себя наполнял и наполнял. И после всего мы приходим к абсолютной пустоте!*
**
Н. Навон: Наполнить себя конкретно ощущаемыми вещами - едой, питьем – это понятно. Но гордость? Разве за нее что-нибудь купишь?

М. Лайтман: А если я сейчас на глазах у всех тебе что-то предложу: бери, Нив, ешь, а я посмотрю! В тебе что-то проявится?

Н. Навон:
Конечно.
**
М. Лайтман: Что именно? Нечто конкретно ощущаемое или нет?

Н. Навон: Очень ощущаемое!

М. Лайтман: Больше, чем еда?
Н. Навон: Намного больше.
М. Лайтман: То есть ты готов отказаться от еды ради того, чтобы сохранить что? – Чувство собственного достоинства, гордость, самоуважение – то, что мы называем «Я». Иначе говоря, ущемление эгоизма для меня важнее потребности в еде или питье. Только перед угрозой смерти эгоизм сдается. Он снижается до животного уровня (так называется уровень жизни тела) и тогда готов принять помощь от всех и даже взять у всех. Но если он пребывает не на уровне тела, а на уровне «человек», то там существуют такие расчеты, через которые трудно переступить. Деньги, слава, власть, знания, стыд, гордость – эти вещи постоянно нас наполняют. Именно они управляют миром.*

Н. Навон: Эгоизм – это плохо?

М. Лайтман: В мире нет ничего плохого, просто каждое явление необходимо правильно использовать. Даже кража может быть полезной в зависимости оттого, у кого и что ты украдешь.
**
Н. Навон: Украсть – это хорошо?!
М. Лайтман: У себя – да! Если ты знаешь, что курить вредно, то укради у этого желания - не кури! Ведь кражей является не только действие, когда ты берешь что-то у кого-то, нанося ему ущерб. Есть много примеров кражи. В некоторых условиях ты обязан даже убить – есть такая заповедь. То есть, ничего плохого в реальности нет, все зависит оттого, использует ли человек данное явление на пользу или во зло. А теперь вопрос: кому на пользу? Себе - ради того, чтобы его почитали, а он властвовал над другими, или чтобы считался с окружающими и со всем человечеством? Если он действует в пользу человечества, то плохих вещей нет.

Н. Навон:
Допустим, человека оскорбили. Он возмущен, негодует и не может от этого чувства избавиться. Что означает «использовать его на пользу»?
М. Лайтман: Безусловно, это тяжело. Но, прежде всего, необходимо сделать объективный, независимый расчет, как будто это произошло не с ним. Это психологический прием, не относящийся к каббале.*
Н. Навон: Я с ним знаком.
М. Лайтман: Когда ты представляешь, что это произошло не с тобой, то уже легче. В любом случае, если ты хочешь добиться справедливого суда, то должен встать в позицию судьи, т.е. не быть пристрастным относительно оскорбления и обиды. Так что каждый должен стать себе судьей. Если ты можешь выйти из себя, чтобы взглянуть на ситуацию чужими глазами, оценивая не себя, а некое третье лицо, то можешь быть объективным судьей. Но кто может это сделать?
****
Н. Навон: Кто?
М. Лайтман: Тот, кто поднялся над своим эгоизмом, создав над ним экран. У него есть сила противодействия, преодоления эгоизма, позволяющая подняться над ним. Это значит, что он находится в духовном мире. Поэтому судьи, о которых говорится в Торе, обладали высокой духовной ступенью – это были большие каббалисты.*

Н. Навон:
А до этого?

М. Лайтман: А до этого человек не может правильно судить. Он пристрастный.
Н. Навон: Но он хочет преодолеть эту обиду, загладить рубец, оставшийся от ущемления собственного достоинства.

М. Лайтман: Он сделает все, что продиктует ему эгоизм.
Н. Навон: То есть он приговорен?
М. Лайтман: Он приговорен эгоизмом. Прежде всего, он должен понять, что сейчас им управляет его животная сущность, фараон в нем или змей – не важно, как их назвать, - а не он сам. Когда он кипит от обиды, то это в нем действует этот зверь, подстрекающий расправиться с обидчиком, испепелить его, убить. У тебя появляется желание подстроить ему нечто ужасное, чтобы он не знал, откуда это на него свалилось. Верно? Мне это хорошо знакомо, а кому нет? Но если человек умеет остановить себя, приподняться над ситуацией и рассудить, то, возможно, он кипит, ему очень больно, он готов убить этих ненавистников и вредителей, но не из-за эгоизма, а во имя общей идеи исправления мира. Тогда называется, что он восстал против эгоистических желаний - клипот.

66канал Программа "Ступени возвышения"

Следим за расписанием bit.ly dqhdsI
avatar
Kler

Количество сообщений : 19
География: : Иерусалим
Дата регистрации : 2010-03-25

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения